Справжнє ім’я Пантелеймон Михайлович Педа. Народився 23.12.1907 р. у Жванці на Поділлі, але незабаром родина переїхала у Тростянець, а далі в Стару Осоту на Чигиринщині і в Сокольче на Київщині. Змалку наймитував, виховувався в дитбудинку, бо батько, повернувшись із фронту, тільки у 1927 р. розшукав родину.
У 1932 р. закінчив філфак Одеського ІНО, викладав українську мову й літературу в школі, Одеському сільгоспінституті, завідував літературною частиною Оперного театру.
Першого вірша надрукував у журналі “Червоні квіти” (1923, № 1).
П. Педу арештували 17.12.1937 р. в Одесі за те, що “сын кулака, скрыл своє социальное положение, в своих произведениях проводит антисоветскую и идеологическую вредную линию, а также проявляет антисоветскую и шовинистическую тенденцию. В настоящее время является активным украинским контрреволюционером националистом, агитируя, что украинская культура должна ориентироваться на западную Украину. Тесно был связан с активной контрреволюционной националисткой Грушевской”.
Ви досі не підписані на телеграм-канал Літгазети? Натисніть, щоб підписатися! Посилання на канал
У своєму “чистосердечном признании” поет заявив: “В период 1920–1921 гг. (тобто в 13 років!!! – Ю. В.), живя в Гнивани, подвергался контрреволюционной националистической обработке со стороны петлюровски настроенных элементов. С целью привлечь меня к контрреволюционной деятельности группа лиц во главе с попом автокефальной церкви активно занималась вовлечением меня, как очень способного поэта, в контрреволюционную националистическую организацию (П. Педа всього лише співав у церковному хорі. – Ю. В.). Они снабжали меня контрреволюционной литературой, которую я с большим удовольствием читал. Таким образом, под влиянием разговоров попа Пугача, а также под влиянием прочитанной мною литературы, я выковал из себя махрового националиста. Я был вовлечен попом к работе в автокефальной церкви в качестве “отрока”. Я разделял националистические взгляды и стал участником контрреволюционной националистическо-террористической организации, возглавляемой автокефальной церковью. Основная и конечная цель этой организации – реставрация капитализма на Украине, отрыв Украины от Советского Союза, т. е. по сути задача, которую позже ставила СВУ.
Находясь всецело под влиянием петлюровско-националистических элементов, я их взгляды полностью разделял, что сказывалось во многих моих произведениях. Я был того мнения, что город – это паразит, который живет за счет села; считал, что Украина должна отделиться от СССР и быть самостоятельной.
Мое националистическое контрреволюционное мировоззрение сказалось в следующих моих произведениях: “Смычка”, “Молодь революции”, “Украина” и еще во многих. Причем есть у меня такие, которые прямо не говорят о их контрреволюционной принадлежности, а если вдуматься в них, то выходит явный контрреволюционный смысл. Так, например, “День-ніч”:
Було так біло-біло,
Лебеділо,
Пливло перламутром,
Був день.
Та хтось прийшов
У чорному хутрі.
Чого йому,
Яке йому діло?
Йшла ніч
І ржавим ножем
Вдарила в груди,
Хлюпнуло кров’ю
І біллю
Впав день.
Зблідло, посиніло тіло.
В чорному ж хуторі тупо
Трупом дня задубілим
Тупала ніч.
В этом произведении выходит, что до революции было так хорошо (біло, біло, лебеділо), а после революции стало плохо (прийшла ніч), которая убила день, то есть революция убила украинскую нацию, украинскую культуру”.
23.12.1937 р. трійка при НКВС постановила Панька Педу розстріляти. 27.12.1937 р. вирок було виконано.
Панько Педа – автор єдиної поетичної збірки “Перший рейд” (1931), займався також перекладами, зокрема у 1932 р. вийшла перекладна збірка віршів єврейського поета X. Вайнермана “До праці”. На жаль, рукописи Педи не збереглися. Дружина поета – солістка Одеського оперного театру Тетяна Соколовська – усе знищила і за іронією долі вийшла заміж за слідчого, який вів справу П. Педи.
Педа Панько твори:
Джерело: